Новости Ярославля

Михаил Груздев: “У российской системы образования должны появиться новые свойства”

Михаил Груздев: “У российской системы образования должны появиться новые свойства”
11.04 / 11:33
С 20 по 22 апреля в Ярославле пройдет Образовательный форум, который объединит представителей 48 российских регионов и 6 европейских стран. В работе форума примут участие руководители министерства образования и науки РФ, представители российской академии наук, члены федеральной общественной палаты. О целях проведения форума, его участниках и мировых тенденциях в сфере образования “Улица Свободы” поговорила с Михаилом Груздевым, первым заместителем директора департамента образования Ярославской области.

“Улица Свободы”: Какова цель проведения образовательного форума и почему он состоится именно в Ярославле?
Михаил Груздев: Ярославская область за последние 10 лет принимала участие в реализации большого числа проектов Российской Федерации в сфере образования. Ярославское экспертное сообщество достаточно широко известно и признано на федеральном уровне. У нас есть много партнеров за рубежом. Очень важным является контакт с организацией Kulturkontakt Austria. На протяжении 7-8 последних лет мы реализовывали с ними совместные проекты.

Сейчас на федеральном уровне разрабатывается стратегия развития Российского образования до 2020 года, этой работой руководит Высшая школа экономики. Возникла идея провести международную экспертизу разработки. Когда мы думали, в какой форме будем ее обсуждать, решили увидеть стратегию не саму по себе, а в контексте европейской стратегии развития образования. Стратегические цели у европейских стран общие, но при этом никто не стремится стереть национальные традиции. На форуме будут представлены особенности реализации единой европейской стратегии в Финляндии, Австрии, Польше, Германии. И что интересно - будет выступление российского эксперта относительно европейской стратегии. Мы постараемся увидеть, что общего есть в стратегии развития образования в России и европейских странах.

В чем специфика образования в России и почему западные методики плохо приживаются у нас?
Это не совсем так. У нас есть традиции - это изучение фундаментальных наук и получение фундаментальных знаний. Но сейчас этого недостаточно, очень важны прикладные аспекты. Ребенок должен уметь сопоставлять разную информацию, оценивать ее достоверность, формулировать проблему. Это новые задачи для нашего образования. Мы живем в эпоху информационного общества. У российской системы образования должны появиться новые свойства. Необходимо увидеть находки других стран. На мой взгляд, очень показателен опыт Финляндии.

Будет ли на форуме учитываться точка зрения школьников на образовательный процесс?
Оригинальность этого форума в том, что он включает в себя три фактически самостоятельных мероприятия. Первое - международная конференция, посвященная модернизации образования. Второе - конференция школьников, на нее приедут представители 48 регионов РФ. Третье - мероприятие на стыке между взрослой и детской конференцией. Это действительно уникальный опыт - открытая дискуссия старшеклассников из разных регионов России и зарубежных стран. Называется она “Хождение в школу не должно мешать моему образованию”. Фактически, мы будем говорить о том, какими видят реформы в сфере образования сами школьники. Ведь учеба в школе - целая жизнь для ребенка, мнение детей необходимо учитывать. Взрослые участники форума будут наблюдать за детской дискуссией.

Сейчас многие выпускники ВУЗов работают не по специальности. С чем это связано? Значит ли это, что система подготовки специалистов не отвечает запросам рынка труда?
Такое несоответствие есть во всем мире, потому что потребности экономики меняются гораздо быстрее, чем образовательные стандарты. Система образования вынуждена в каких-то вопросах догонять ожидания работодателей, хотя я могу привести обратный пример - система начального профессионального образования в Ярославской области развивается по пути ресурсных центров, там активно внедряются самые новые технологии, которых еще очень мало на производстве.

Время меняется, и сейчас работодателю важен не только диплом, но и умение работать в команде, менять сферы деятельности, выражать свое мнение. Наша задача заключается в том, чтобы система образования максимально оперативно и гибко реагировала на те потребности, которые есть у бизнеса, рынка труда, гражданского общества.

Перейти в раздел "Общество"