Телеведущий и шоумен Сергей Муканов попытался покончить жизнь самоубийством. Что странного в этой фразе, которая в той или иной вариации стала заголовком практически во всех ярославских СМИ на этой неделе? Суициды в Ярославской области происходят практически каждый месяц, по всем фактам правоохранительные органы проводят проверки, о чем пишут все подряд издания - а о чем еще писать? Новостей в регионах не так много, каждый новый пресс-релиз с сайта Следственного комитета становится инфоповодом для написания заметки.
Странность же этой новости обусловливается двумя факторами, причем, их нужно рассматривать в комплексе. Во-первых, это не суицид, а попытка, во-вторых, в новости упоминается имя несостоявшегося самоубийцы - и это известная в Ярославле личность.
С Октябрьского моста, с которого пытался сброситься Сергей Муканов, время от времени снимают потенциальных самоубийц. Например, подобный случай происходил в апреле прошлого года. “Молодой человек 1986 года рождения пояснил, что очень расстроен из-за ссоры с девушкой”, - говорится в заметке. Она написана по мотивам полицейского пресс-релиза, а в официальных сообщениях правоохранительные органы никогда не раскрывают имен преступников и потерпевших. Кому, в конце концов, интересно имя никому не известного молодого человека 1986 года рождения? А если вдруг и интересно - ну его же спасли, ему теперь жить с этим, может быть он не хочет, чтобы люди знали о произошедшем.
Если же суицид все-таки доведен до конца, то имен самоубийц, опять-таки СМИ никогда не пишут. Просто потому что в 99 процентах случаев самоубийцы - не медийные люди, и их имена никому ни о чем не скажут. Называют имена лишь известных людей, которые покончили жизнь самоубийством. Свежий пример - суицид ярославского журналиста Олега Татарченкова. И это как раз та редкая для регионов новость, которая пишется по, если так можно выразиться, “идеальным” канонам - в ней важна личность, а не процесс. Самоубийств, как уже было сказано выше, ежегодно происходят десятки, и если называть вещи своими именами, то это совсем не новость. Собственно новостью этот факт становится, например, тогда, когда его совершает известный человек. Допустимо пропустить любой из стандартных пресс-релизов СКР о самоубийстве, но если проигнорировать суицид медийного человека, то можно ставить крест на дальнейшей карьере журналиста.
И тут мы подошли к главному. В новости про попытку суицида Сергея Муканова конечно же важна личность, а не процесс. Дай бог ему здоровья, но если бы суицид был совершен, то об этом, несомненно, стоило бы писать, и появление таких новостей не стало бы предметом для дискуссии. Но его отговорили прыгать с моста спасатели, он жив и будет жить дальше. И этот факт делает новость нестандартной и выбивающейся из общего ряда. Самоубийство не совершено, а имя несостоявшегося самоубийцы названо. Насколько это соотносится с журналистской этикой? Опустим мотивы и причины, подтолкнувшие Сергея Муканова на этот поступок, и вооружимся фактами.
За некоторое время до произошедшего телеведущий выложил в Instagram фото с порезами на руке и процитировал песню группы “Звери”: “Районы, кварталы, жилые массивы”. У Муканова больше трех тысяч подписчиков, большинство из которых скорее всего лично с ним не знакомы, но многие наверняка хотели бы получить разъяснения, с чем был связан этот пост и все ли в порядке с автором. Уже следующим утром “Комсомольская правда” без ссылки на источник написала, что произошло прошлой ночью. И, пожалуй, эту публикацию оправдывает пост Муканова в Instagram. Весьма вероятно, что если б не было фото с порезами на руках, то не было бы и новостной заметки. После публикации в КП тему подхватили и все остальные СМИ, которых успели в чем только не обвинить.
Но если задуматься, то ведь это тема для таблоидов. Как оказалось, они даже составляют рейтинги знаменитостей, пытавшихся совершить самоубийство. Проблема в том, что на региональном уровне в силу множества причин практически отсутствует разница в формате изданий. Другими словами - все пишут обо всем. И в случае с Сергеем Мукановым все издания (которые об этом написали, а их абсолютное большинство) мгновенно стали желтыми.
Понятие “этика” неприменимо к ярославским СМИ в принципе. В этом городе очень мало событий, а принципиальных и умных редакторов - совсем мизер. Поэтому местные издания всегда будут писать обо всем, что “хавает” читатель - от бытовой поножовщины (ФОТО, ВИДЕО!), до светских сплетен местной “богемы”. И не стоит удивляться тому, как пресс-секретарь губренатора Александр Шиханов заявляет, что у ярославских журналистов нет “корпоративной солидарности”. У пчел, например, ее тоже нет. Они просто летят на запах и тащат нектар в улей. Это рефлекс.
Фото: Сергей Муканов/Facebook