Школьные учителя уже устали пугать родителей примерами вопиющей безграмотности детей. Более того, поколение нынешних учителей среднего возраста сами относятся к тем, кого их учителя в свое далекое время тоже называли безграмотными.
Самыми грамотными, судя по всему, были те, чье детство и юность прошли без кино и телевизора, в окружении одних только книг и газет. В ту «золотую», по мнению школьной общественности, пору, было просто нечего делать, кроме как читать. Потому и грамотность была на немыслимом для сегодняшнего дня уровне, и молодежь была начитанная.
Потом, в 1970-е, в семьях появились телевизоры, и дети стали заметно меньше читать. Если поднять старые подшивки «Семьи и школы», «Литературной газеты» и прочих рупоров тревоги, то все образованные люди были в ужасе от того, что у книг и журналов появился гнусный телевизионный конкурент.
Самое страшное было еще впереди. Филологи боролись с телевизором, а в это время два парня (некие Возняк и Джобс) в каком-то гараже собрали на коленке чудовище, принявшее образ персонального компьютера и призванное истребить под корень всю книжную культуру предыдущего полутысячелетия (а именно со времен первопечатника Гуттенберга до наших дней).
Сегодняшние дети тратят на чтение в разы меньше времени, чем их родители. Они скверно пишут и не дружат с орфографией. Читают они лишь при крайней необходимости, если позарез нужную информацию нельзя получить в виде аудиофайла или телевизионного ролика. Однако обещанная культурологами цивилизационная катастрофа почему-то задерживается. Текстовые жанры культуры, действительно, отходят на задний план. Падают тиражи книг, газет и журналов; писатели из кумиров превращаются в экзотических персонажей.
Но визуальные, звуковые и прочие нетекстовые жанры процветают. Опера в моде, в концертных залах яблоку негде упасть, киноиндустрия по важности и доходам оттесняет автопромышленность. Весь молодняк постоянно в наушниках – слушают музыку. Никогда в прошлом люди не слушали так много музыки!
Так что мировая культура жива и там, где плохо знают орфографию. Ведь чтение – лишь средство; не будем делать из него культа.
Перейдите по адресу:
m.ulizza.ru из браузера вашего мобильного устройства
Вид: